Виртуальная дискуссия
Из практики подготовки виртуальной дискуссии
Учитель русского языка и литературы Устименко Д.А.
Как научить учеников дискутировать, оформлять свои мысли лаконично в реплику, которая будет отражать его собственную точку зрения на спорный вопрос?
Как научить учеников «отшлифовывать (преобразовывать, сжимать) текст высказывания до оптимальных размеров, чтобы мысль была понятна, а выступление- динамичным?
Из практики подготовки виртуальной дискуссии среди студентов 7-9 классов на тему: « Надо ли пускать опоздавших учеников на урок?»
Было дано задание: ответить на этот вопрос на уроке. Затем учитель вместе с автором высказывания разрисовал ответ маркером, выделяя главную мысль и аргументы, добавляя водные слова в качестве «мостиков». Далее ученик должен был текст переписать и несколько раз выразительно прочитать. Остальная работа проводится учеником в комфортных для него условиях вне урока и даже вне школы. Ученик начитывает текст на видеоисточник, обращаясь со своими рассуждениями к предполагаемому оппоненту.
После этого учитель собирает весь ученический видеоматериал в единое целое, разделив мнения на три группы: «за», «против» и «нейтральная позиция». Вместе с учениками разрабатывает рубрику оценивания монологической речи и интонирования во время дискуссии. На уроке развития речи ученики коллективно просматривают и прослушивают всю виртуальную дискуссию и производят самооценивание собственной монологической речи и интонирования. У каждого ученика есть возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть достоинства и недостатки своего выступления.
Прилагается фрагмент виртуальной дискуссии, в которой участвуют ученики 7-9 классов колледжа, предоставившие свой видеоматериал для демонстрации идеи.